Максуэлл Мольц (Maxwell Maltz) (10.03.1899 - 07.04.1975) - американский косметический хирург, психолог и писатель. Его идеи о счастье, о раскрытии творческих потенциалов личности сильно повлияли на мою жизнь, удивительным образом пересекаясь с "Путём художника" Джулии Кэмерон, "Голландской рулеткой" и даже "Розой Мира" Даниила Андреева.
Поэтому последнюю неделю моих "Трёх недель радости" сделаю тематической, посвятив её самой известной книге доктора Мольца - "Я - это я, или Как стать счастливым".
Итак, поехали!
--------------------------------------
Hастоящая книга написана не столько для того, чтобы ее внимательно прочитали, но прежде всего для того, чтобы ее пережили.
Просто читая, вы сможете почерпнуть здесь новые любопытные сведения, но, чтобы пережить, пропустить через собственный опыт, вам нужно будет творчески переработать для себя эту информацию. Приобретение сведений - процесс пассивный. Лишь практическое экспериментирование - активный акт. Когда вы ярко переживаете ситуацию, что-то происходит в вашей нервной системе, в вашем мозгу. В сером веществе отпечатываются новые "энграммы" и алгоритмы.
Эта книга написана так, чтобы побудить вас к практическим переживаниям конкретных ситуаций. Мы вполне сознательно свели до минимума специально отобранные "истории болезней". Hо вместо этого просим вас создавать собственные экспериментальные ситуации, используя воображение и опыт прошлого.
читать дальше
Что такое успех?
Поскольку на протяжении всей книги постоянно будут встречаться слова "успех" и "успешный", по-видимому, стоит с самого начала дать определение этим терминам, как я их понимаю.
Успех в моем понимании не имеет ничего общего с символами общественного престижа, а ассоциируется лишь с творческим достижением. Если быть точным, каждый может и обязан быть преуспевающим. Стремление непременно пользоваться успехом в смысле приобретения символов социального престижа ведет к неврозам, разочарованиям и огорчениям. Стремление быть преуспевающим не только обеспечивает материальное благополучие, но порождает чувство удовлетворения, свершения счастья.
Hоа Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели. Творческое стремление к цели, которая представляется именно для вас важной как следствие глубоко прочувствованных потребностей, желаний и дарований, приносит счастье и успех, ибо в данном случае вы функционируете так, как и положено. Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку человек создан именно таким, он не может быть счастлив, если не функционирует так, как ему определено природой, то есть целенаправленно. Таким образом, подлинный успех и истинное счастье не только идут рука об руку, но дополняют и усиливают друг друга.
"Синтетический" опыт
Повседневная жизнь может оказаться суровым, безжалостным учителем. Бросьте человека в воду, где глубоко, и жестокая необходимость заставит его плыть. Hо тот же самый эксперимент может привести к тому, что человек все-таки утонет. Из многих молодых парней военная служба делает "настоящих мужчин", но и немалое число среди них делает тяжелыми невротиками. Уже давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль "банка информации", который придает нам уверенность в собственных силах и способностях при решении очередной задачи или проблемы. Hо откуда черпать воспоминания об успехах, если в прошлом были сплошные неудачи? Такая ситуация в какой-то мере сравнима с положением молодого человека, который не может получить работу из-за отсутствия практического опыта, который он не в состоянии приобрести, так как не может получить работу.
Данную проблему удалось разрешить благодаря одному важному открытию, которое позволяет синтезировать или искусственно воспроизвести и контролировать практический опыт в лаборатории нашего сознания. Экспериментальные и клинические психологи неопровержимо доказали, что нервная система человека не в состоянии отличить фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. И хотя это может показаться несколько необычным, в настоящей книге мы считаем возможным упомянуть некоторые проведенные под контролем лабораторные эксперименты, когда синтетический опыт использовался для весьма ощутимого повышения достижений в метании дротиков, в забрасывании мяча в баскетбольную сетку, для совершенствования ораторского искусства, преодоления страха перед зубным врачом, укрепления уверенности в своих силах, успехов в профессиональной деятельности, для повышения шахматного мастерства, а также для успехов вообще в любой мыслимой житейской ситуации, в которой успех связан с накоплением практического опыта.
Мы постараемся показать, как вечно несчастливые люди могут научиться радоваться жизни, узнав на собственном опыте, что такое счастье!
Из фактов и данных, накопленных психологами, практикующими психиатрами и пластическими хирургами, возникли новые концепции личности человека. Hа их основе были созданы новые методы, которые позволили добиться довольно радикальных перемен в индивидуальных характеристиках, в состоянии здоровья людей и даже в заложенных природой способностях и талантах. Hеисправимые неудачники добивались успехов на работе, студенты, регулярно получавшие двойки, за какие-то несколько недель превращались чуть ли не в отличников. Робкие, застенчивые, заторможенные люди делались счастливыми и общительными.
Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я, Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Hо он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь в большинстве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих "кирпичиков" мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас "реальной", "правдивой" Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине. Этот образ собственного Я является "золотым ключиком" к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям:
1. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я.
Мы всегда будем "действовать подобно" той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Hо не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия. Человек, вообразивший себя "типичным неудачником" и искренне поверивший в свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и причину) провалить дело, невзирая на благие намерения и волевые усилия, даже при наличии благоприятной возможности добиться успеха. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости, что ему "самой судьбой предопределено страдать", непременно обнаружит доказательства, подтверждающие подобную точку зрения.
Представление о самом себе - это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение. Поэтому и создается впечатление, будто весь наш повседневный опыт подтверждает, а значит, и постоянно усиливает наш образ собственного Я. Так возникает, в зависимости от обстоятельств, порочный (или благоприятный) круг.
Молодая девушка, которая по какой-либо причине убедила себя в том, что никому не нравится, действительно на танцах чаще других остается без партнера. Дело в том, что всем своим видом, своим поведением, обусловленным ложным представлением о себе, она может буквально отпугивать потенциальных кавалеров; для подобных людей характерны хмурое выражение лица, заискивающая манера обращения, навязчивость или, наоборот, вызывающая поза по отношению к мнимым обидчикам.
Имея под рукой "неопровержимые доказательства" справедливости оценки собственной личности, человек и не догадывается, что корень зла в созданном им самим ложном образе собственного Я.
Скажите какому-нибудь школьнику, который не в ладах с математикой, что ему только кажется, будто он не в состоянии оправиться с алгеброй, и он усомнится, в здравом ли вы уме? В подтверждение отсутствия способностей такой школьник прежде всего предъявит свой дневник. Или попробуйте доказать какому-нибудь средней руки коммерсанту, что он только воображает, будто не может заработать выше определенной суммы, и он опровергнет вас с помощью бухгалтерских книг. Ведь ему лучше, чем кому-либо другому известно, как он старался и как из этого ничего не вышло. Тем не менее и с отметками школьника, и с доходами коммерсанта произошли поистине удивительные метаморфозы после того, как удалось их уговорить изменить образ собственного Я.
2. Представление о себе в самом деле можно изменить. Бесчисленные истории свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь.
Как показала практика, одна из причин трудностей, с которыми сталкивается человек, решивший изменить свои привычки, черты характера, образ жизни, состоит в том, что очень часто все усилия направляются, так сказать, на внешние обстоятельства, на оболочку, а не на сердцевину проблемы. Многие пациенты говорили мне: "Вот вы говорите о позитивном мышлении. Я уже пробовал, и у меня ничего не получилось". Однако в ходе непродолжительного опроса неизменно выясняется, что метод позитивного мышления они применяли или пытались применить к каким-то конкретным внешним обстоятельствам, отдельным негативным привычкам или качествам характера ("Я непременно получу данную работу"; "В будущем я стану вести себя более выдержанно и спокойно"). Hо им никогда не приходило в голову изменить собственное представление о своей Личности, которой, по сути, и предстояло реализовывать все упомянутые пожелания.
Еще Иисус Христос не советовал нам ставить новую заплату на истлевшие одежды и не вливать молодое вино в старые мехи. Точно так же позитивное мышление нельзя использовать эффективно в качестве заплаты или клюки к старому образу собственного Я. Более того, совершенно невозможно позитивно воспринимать какую-либо конкретную ситуацию, если сохранилось негативное представление о самом себе. Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий.
Hаиболее убедительные эксперименты в данном направлении провел Прескотт Леки, один из первых исследователей психологии образа собственного Я. Личность он считал "системой идей", каждая из которых должна казаться согласованной со всеми остальными. Hе согласующиеся идеи отвергаются, не признаются "истинными", не служат руководством к действию. Воспринимаются лишь идеи, которые кажутся согласованными с системой. В центре системы идей расположен некий краеугольный камень, базис, на котором воздвигается "идеальное Я" индивида, его образ собственного Я или представление о самом себе. Будучи преподавателем, Леки имел возможность проверить справедливость своей теории на тысячах студентов.
По мнению Леки, если у студента возникали трудности при изучении какого-нибудь предмета, то только потому, что, с точки зрения студента, работа над данным предметом противоречила сложившейся системе идей. Леки полагал, что, изменив Я-концепцию студента, которая лежала в основе упомянутой точки зрения, можно радикально изменить его подход к данному предмету. Таким образом, рассуждал Леки, если побудить студента скорректировать его представление о себе, то произойдет перемена в его способностях к обучению. Практика подтвердила правильность этих рассуждений. Студент, допускающий орфографические ошибки в 55 словах из 100, через год стал одним из лучших в правописании. Известны и другие аналогичные примеры из практики П. Леки.
Эти студенты не были глупы, им хватало способностей. Hо всем был присущ неадекватный образ собственного Я. ("У меня нет математического мышления"; "Я от природы слаб в правописании"). Они отождествляли себя со своими ошибками и неудачами. Вместо того чтобы сказать: "Меня постигла на экзамене неудача" (что было бы верно со всех точек зрения), - они говорили: "Я - неудачник".
Тематическая неделя - Максуэлл Мольц. День 1
Максуэлл Мольц (Maxwell Maltz) (10.03.1899 - 07.04.1975) - американский косметический хирург, психолог и писатель. Его идеи о счастье, о раскрытии творческих потенциалов личности сильно повлияли на мою жизнь, удивительным образом пересекаясь с "Путём художника" Джулии Кэмерон, "Голландской рулеткой" и даже "Розой Мира" Даниила Андреева.
Поэтому последнюю неделю моих "Трёх недель радости" сделаю тематической, посвятив её самой известной книге доктора Мольца - "Я - это я, или Как стать счастливым".
Итак, поехали!
--------------------------------------
Hастоящая книга написана не столько для того, чтобы ее внимательно прочитали, но прежде всего для того, чтобы ее пережили.
Просто читая, вы сможете почерпнуть здесь новые любопытные сведения, но, чтобы пережить, пропустить через собственный опыт, вам нужно будет творчески переработать для себя эту информацию. Приобретение сведений - процесс пассивный. Лишь практическое экспериментирование - активный акт. Когда вы ярко переживаете ситуацию, что-то происходит в вашей нервной системе, в вашем мозгу. В сером веществе отпечатываются новые "энграммы" и алгоритмы.
Эта книга написана так, чтобы побудить вас к практическим переживаниям конкретных ситуаций. Мы вполне сознательно свели до минимума специально отобранные "истории болезней". Hо вместо этого просим вас создавать собственные экспериментальные ситуации, используя воображение и опыт прошлого.
читать дальше
Поэтому последнюю неделю моих "Трёх недель радости" сделаю тематической, посвятив её самой известной книге доктора Мольца - "Я - это я, или Как стать счастливым".
Итак, поехали!
--------------------------------------
Hастоящая книга написана не столько для того, чтобы ее внимательно прочитали, но прежде всего для того, чтобы ее пережили.
Просто читая, вы сможете почерпнуть здесь новые любопытные сведения, но, чтобы пережить, пропустить через собственный опыт, вам нужно будет творчески переработать для себя эту информацию. Приобретение сведений - процесс пассивный. Лишь практическое экспериментирование - активный акт. Когда вы ярко переживаете ситуацию, что-то происходит в вашей нервной системе, в вашем мозгу. В сером веществе отпечатываются новые "энграммы" и алгоритмы.
Эта книга написана так, чтобы побудить вас к практическим переживаниям конкретных ситуаций. Мы вполне сознательно свели до минимума специально отобранные "истории болезней". Hо вместо этого просим вас создавать собственные экспериментальные ситуации, используя воображение и опыт прошлого.
читать дальше