
читать дальшеКораблик Тинто: Истории Геракла мы обязательно коснёмся в сегодняшнем интервью. Михаил, расскажи для начала немного о себе и твоей научной деятельности.
Я физик, занимаюсь плазмой, так называемым четвертым состоянием вещества. Но у нас плазма особая, из нее можно сделать и жидкость, и даже твердое тело. Я готовлю сейчас эксперимент в космосе. Завтра космонавты должны его смонтировать на МКС.
Много путешествую по работе. В последнее время наверное даже слишком много.
Альмира: Удачи с экспериментом! Но, прости нашу с Тинто безграмотность в физике, как плазма может быть твёрдым телом?
Спасибо! Может, если в ней есть пылевые частички. Они заряжаются настолько сильно, что энергия взаимодействия превосходит энергию движения. Тогда плазма кристаллизуется. Это видно почти невооруженным глазом и в реальном времени!
Альмира: Это возможно только в невесомости?
На Земле это можно наблюдать в двумерных структурах, когда есть один слой пылинок. Но если пытаться создать трехмерную структуру, вмешивается сила тяжести и все портит. Пылинки хоть и пылинки, но намного тяжелее электронов и ионов.
Кораблик Тинто: Ага, вот как... А почему ты выбрал именно это направление в физике? Какое ты за ним видишь будущее?
Когда был студентом, очень понравилось, что это наука, которую можно видеть глазами. Сейчас это редкий случай! О будущем трудно говорить, когда речь идет о фундаментальных исследованиях. Но если удастся проследить процесс кристаллизации на уровне отдельных атомов - это ведь будет крайне интересно! И применения сразу найдутся!
Кораблик Тинто: Да, безусловно, применения найдутся

Я почти что был в космосе, летал параболические полеты со своим экспериментом


Альмира: Я читала заметки космонавта Юрия Батурина (вот, кстати, немного о нём) К сожалению, сейчас не могу найти его заметки в сети. Но многие космонавты описывают удивительное ощущение, когда видишь Землю из космоса. В своих заметках, насколько я помню, Юрий Батурин рассказывал, что даже мысль течёт в космосе по-другому. Как если бы открывается "второе зрение", и начинаешь видеть вещи - историю, культуру, свою собственную жизнь - в более широком фокусе. В чём-то это созвучно "Розе Мира" Даниила Андреева, хотя Даниил Леонидович никогда не бывал в космосе.
Кораблик Тинто: Даниил Андреев созерцал космические панорамы, но не так, как мы. Ему не нужно было подниматься в космос.
О Данииле Андрееве верно сказано, Тинто, но все же и он признавал, что слои высших иерархий связаны с самыми верхними слоями атмосферы. Наверное в космосе все равно как-то к ним ближе. Честно говоря, на Байконуре, когда мы готовили эксперимент к старту, у меня было ощущение, что отправляем его в мир иной.
С Юрием Батуриным я знаком лично

Кораблик Тинто: Какие впечатления он оставил при личном знакомстве?
Юрий Батурин чрезвычайно умный и деятельный человек. Когда-то он заведовал двумя кафедрами в двух ведущих московских ВУЗах и при этом продолжал тренироваться в Звездном Городке. С трудом понимаю, как это можно совместить!
Альмира: Да, меня искренне восхищает этот человек. Но перейдём к следующему вопросу: как ты впервые познакомился с "Розой Мира", самым необычным философским, мистическим и поэтическим произведением XX века?
В начале 90-х. У меня была большая неформатная книжка с черной обложкой с золотым тиснением.
Альмира: А у меня была знаменитая зелёная книга! И сейчас она у меня дома. Самое первое издание. Денис Наблюдатель, самый глубокий знаток творчества Даниила Андреева, говорил, что эта книга по ночам светится

Зеленую книгу видеть не доводилось. Античная культура, да, началась для меня на несколько лет раньше.
Альмира: Почему именно Греция - Эллада? Что именно привлекает тебя в этой культуре?
Трудно сказать... Я сам часто спрашиваю себя об этом, нахожу много разных ответов, но не один из них не убедителен. Наверное это просто... любовь


Альмира: Да, это похоже на моё отношение к Японии. Мне кажется, я прожила там две жизни. Но вернёмся к Греции. В "Женщине со щитом", помимо нового, более глубокого раскрытия образа Геракла, меня поразил образ Афины - Соборной Души, в терминах Даниила Андреева. Расскажи немного, как у тебя складывался этот образ.
Ты знаешь, когда пытаешься разбираться в мифах, читать научную литературу, возникает ощущение как у Марины Цветаевой: "Когда б вы знали, из какого сора..." и так далее. Конечно, научное изучение необходимо и полезно, но мне захотелось подойти к вопросу с другой стороны: какими хотели представить себя людям боги Эллады, что они хотели поведать о себе. Вот так и родилась идея о деве-воительнице, но без наступательного оружия, только со щитом.
Альмира: Да, именно со щитом, как защитница своей культуры... А как пришла идея мистического путешествия Геракла на колеснице с Афиной - одного из самых интересных сюжетов?
Как ни странно, из классической структуры научной статьи

Альмира: Сюжет получился таким живым и ярким, как будто я увидела это путешествие своими глазами.
Я имел в виду, что путешествие с Афиной - это своеобразная постановка задачи. Ведь так всегда в жизни: прежде, чем начать делать что-то, надо это увидеть. Хотя бы призрачно и в самой далекой перспективе!

Кораблик Тинто: А я не удержусь от корабельного вопроса :-) Как у тебя возник тот образ Арго, который присутствует в "Женщине со щитом"?
А Арго - это все благодаря Альмире! Просто я как раз начал читать ее корабельные истории, когда аргонавты у меня готовились к своему плаванию. Ну и я подумал: "А почему бы не сделать Арго живым?" На самом деле, он и в мифе был живым. Он даже разговаривал. У него была балка из додонского дуба, которая в решающие минуты начинала говорить! Но я оживил его совсем. Больше того, у него есть друг Главк, частичка морской стихии, с которым он общается не слышным людям голосом

Кстати, Тинто, а ты не знаком с Арго? Ведь он наверняка в Звездной Гавани или где повыше!
Кораблик Тинто: Арго в твоей повести получился очень живым! Да, и я с ним знаком! Правда, виделись всего пару раз. Он ведь действительно не в Звёздной гавани, а выше! Он принадлежит своей метакультуре.
Альмира: Миша, начав знакомиться с твоим творчеством, я сразу подумала, что история Геракла могла бы стать прекрасной литературной основой для мультсериала.
Кораблик Тинто: Да, и в этих сериях, помимо странствий и испытаний героя, должна быть познавательная часть, касающаяся истории и культуры древней Греции. Каким ты видишь предполагаемый мультсериал? Какие требования поставил бы художникам и аниматорам?
Идея должна нравиться - все остальное техника

Альмира: Да, и мне тоже очень нравится этот мультфильм. Не побоюсь сказать, что он - на уровне лучших фильмов Миядзаки. Но раз уж мы коснулись темы странствий. В связи с научной деятельностью ты побывал во многих странах. Какая страна удивила тебя больше всего - и чем именно?
После двух лет жизни в Японии удивить чем-то трудно

Кораблик Тинто: Ну и обычные заключительные вопросы. Какие надежды ты связываешь с проектом Студии?
Надеюсь, вместе будет легче приблизиться к мечте снять мультфильм

Альмира: Я рада нашей встрече и совместной работе. Метаистория Острова Мелькарта постепенно прорисовывается, всё больше становится понятным культурный фундамент Звёздной гавани. Я даже внесла некоторые поправки в предыдущие корабельные повести

Прежде всего, стабильной. Работа ученого, конечно, интересна, но чтобы в этой профессии обрести стабильность, должно немного повезти. Будет стабильность, можно будет много сделать и в науке, и в творчестве!
Альмира: Да, безусловно, стабильность - это важно в нашем постоянно меняющемся мире.
Альмира, Кораблик Тинто: Большое спасибо за встречу. Желаем удачи в научной и творческой деятельности! И конечно, всегда ждём в гости в Роттердам!
@темы: Это интересно!, Фотографии, Наши авторы - Михаил Афинянин, Друзья, Интервью